| ||||||||
|
| |||||||
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИСпецифические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.
Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?» Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка « в лицо «, необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.
1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на щипящие и наоборот ), удюг вместо утюг ( замены звонких согласных глухими и наоборот ) и др. Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения ( на примере звуков с и ш ): - вставить вместо точек буквы с или ш: Капу.та Ко.ка .тару.ка и т д. - придумать и записать слова с буквой с, а затем - с буквой ш. - записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку ( в зависимости от того, какой звук есть в слове ): С Сумка Снег Весы
2. Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ между словами и предложениями. Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются: - перестановка букв ( вебра вместо верба ); - пропуск слогов в словах (гова вместо голова); -вставка лишних слогов (гололова) и многое др. Упражнения в анализе предложения на слова: - придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов; - составление предложений из слов, данных вразбивку ( дети, мяч, в, играли); Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов: - определить количество слогов в слове и их последовательность; - придумывание слов с определенным количеством слогов; - составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона); - образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. ( Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.). Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнутперестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов: - определение количества звуков в слове и их последовательности; - придумывание слов с определенным количеством звуков; - образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.); - образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.). Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.
3. Аграмматизмы в письме. Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка. Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников.
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |