Горбунова Ирина Львовна

учитель-логопед,

ЦППМСП Курортного района

 

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ

Специфические ошибки письма школьников

и упражнения для возможности

их преодоления.

 

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

 Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка « в лицо «, необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

 

1.     Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на щипящие и наоборот ), удюг вместо утюг ( замены звонких согласных глухими и наоборот ) и др.

Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения ( на примере звуков с и ш ):

- вставить вместо точек буквы с или ш:

Капу.та

Ко.ка

.тару.ка и т д.

- придумать и записать слова с буквой с, а затем - с буквой ш.

- записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку ( в зависимости от того, какой звук есть в слове ):

С

Сумка

Снег

Весы

 

2.     Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ между словами и предложениями.

Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются:

- перестановка букв ( вебра вместо верба );

- пропуск слогов в словах (гова вместо голова);

-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.

Упражнения в анализе предложения на слова:

- придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;

- составление предложений из слов, данных вразбивку ( дети, мяч, в, играли);

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:

- определить количество слогов в слове и их последовательность;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);

- образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. ( Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).

Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнутперестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:

- определение количества звуков в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством звуков;

- образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);

- образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).

Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

 

3.     Аграмматизмы в письме.

 Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.

Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»